О Санкт-Петербурге
Газовая история Петербурга
Термоламп Соболевского
К концу правления Петра I (1725 год) в Санкт-Петербурге, населенном примерно 30 тысячами жителей, было установлено около 600 масляных фонарей. К 1811 году количество жителей в столице Российской империи увеличилось более чем в 10 раз, и проблема освещения городских улиц и площадей стояла довольно остро. Недостатком как масляных, так и появившихся позже спиртовых фонарей была их высокая стоимость.
В Англии и Франции к тому времени уже приступили к реализации первых проектов газового освещения. Горючий углеводородный газ для этих целей получали путем сухой перегонки каменного угля или дерева.
Попытка Министерства коммерции Российской империи приобрести права на использование французской разработки окончилась неудачей. Но чиновник, работавший во время переговоров над переводом технической документации, задумал создать собственную установку. Звали его Петр Григорьевич Соболевский (1782–1841).
Созданный им аппарат (термоламп) подобно своему французскому прототипу использовал для получения светильного газа дерево, но имел более совершенную конструкцию. О создании аппарата сообщалось в газете «Северная почта», а 5 декабря 1811 года, после презентации своего проекта, Соболевский был избран действительным членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств.
Начало газового освещения
Предложенный Соболевским проект организации газового освещения на Адмиралтейском бульваре Санкт-Петербурга был утвержден Александром I, приказавшим выделить из государственной казны необходимую сумму. И 23 мая 1813 года первые газовые фонари зажглись в столице Российской империи.
Впрочем, тогда решение о более широком внедрении газа для освещения улиц так и не было принято. Известно о нескольких частных проектах по использованию газового освещения, реализованных в последующие годы. Так в 1815 году газовые фонари освещали помещения Императорской Александровской мануфактуры. Столичный генерал-губернатор и командующий гвардией М. А. Милорадович осветил свой дом газом, и его примеру последовали многие влиятельные представители имперской элиты. К 1824 году газ был подведен к 79 люстрам, 245 стенным лампам и 93 фонарям, использовавшимся в казенных зданиях, а также в ряде частных домов по Невскому проспекту и прилегающим улицам.
Ситуация изменилась в 1830-х гг., когда вопрос о целесообразности развития уличного газового освещения в Петербурге вновь был рассмотрен на самом высоком уровне и получил положительную оценку.
В 1835 году была создана акционерная компания «Общество для освещения Санкт-Петербурга газом». В 1939 на Обводном канале в Петербурге был построен первый газовый завод. Производство газа осуществлялось путем нагревания каменного угля в ретортах (больших металлических или глиняных полых сосудах), из которых газ поступал на хранение в газгольдеры, где подвергался очистке. Магистрали, отходившие от газового завода, представляли собой чугунные газопроводы диаметром от 600 до 900 мм.
27 сентября 1839 года на участке Невского проспекта от Дворцовой площади до Аничкова моста вместо 215 масляных фонарей были зажжены 204 газовых фонаря новой конструкции.
К 1851 году в активе «Общества для освещения Санкт-Петербурга газом» был весьма внушительный список реализованных проектов по устройству газового освещения: на Дворцовой площади, в том числе в главной императорской резиденции — Зимнем дворце, в Эрмитаже и Главном штабе, на Дворцовой набережной, Лиговском канале, Мойке, Зимней канавке, Благовещенской, Казанской, Сенной и Знаменской площадях, а также на мостах — Николаевском, Эрмитажном, Синем, Красном, Полицейском, Обуховском, Аничковым, Московском.
Первые газовики — петербургские фонарщики
Обслуживание уличных фонарей осуществляли фонарщики, в функции которых входило протирание стекол, зажигание и гашение, установка и съем горелки, а также ввинчивание металлических колпачков в газопроводные трубки по наступлении «белых ночей» и съем колпачков по их окончании. Зажигать и гасить газовое пламя можно было и без лестницы, используя длинную палку с крюком и небольшой масляной лампой сверху. Лампа была защищена металлической оправой с отверстиями. Подойдя к фонарю, фонарщик поворачивал ключом кран газопровода и подносил горящую лампу к горелке.
Развитие отрасли
В эпоху реформ Александра II царское правительство предпочитало поддерживать конкуренцию, что привело к появлению в столице империи новых газовых компаний.
В 1858 году было учреждено «Общество столичного освещения», получившее еще не освоенные газовым освещением территории Левобережья Невы и Васильевский остров. В течение последующего десятилетия компания построила на Обводном канале крупнейший в стране газовый завод и установила 7005 новых газовых фонарей.
К середине 1870-х годов было построено еще три завода в разных районах города. Общее количество производимого газа достигло 30 млн куб. м в год. На тот момент Петербург был без сомнения самым газифицированным городом в Российской империи.
В 1885 году было образовано «Общество для освещения Петербургской и Выборгской частей», взявшееся газифицировать именно промышленные районы столицы. На многих столичных заводах и фабриках также появлялись небольшие собственные установки по производству газа.
Со временем в новых проектах по организации уличного освещения газ стал уступать в конкуренции керосину, а затем электричеству. Однако в быту его преимущества по-прежнему ценились. По данным на 1 января 1913 года, в квартирах петербуржцев насчитывалось 10 тыс. газовых плит и 2 тыс. водонагревателей. Протяженность газовых магистралей столицы к этому времени достигла 500 км. Четыре газовых завода вырабатывали примерно 82 тыс. куб. м газа в сутки.
От искусственного газа к природному
Во время Первой мировой войны дефицит угля, необходимого для производства светильного газа, нанес удар по развитию газовой отрасли. А последовавшие революционные события 1917 года усугубили положение.
Процесс восстановления газового хозяйства Петрограда-Ленинграда начался в 1920-х —1930-х годах на основе сланцевого и коксового газа. Осуществить это восстановление в короткие сроки было бы невозможно без оставшегося с дореволюционной эпохи кадрового и технологического задела. Именно в Санкт-Петербурге получили образование и плодотворно работали едва ли не все значительные фигуры из числа ученых и инженеров, имевших отношение к газовой отрасли в ранние годы ее развития.
В конце 1940-х гг. было организовано снабжение города газом, получаемым из горючих сланцев. Он поставлялся из Эстонии по газопроводу «Кохтла-Ярве — Ленинград». 10 лет спустя пришло время газа природного: в 1959 году завершено строительство магистрального газопровода «Серпухов — Ленинград»
После Великой Отечественной войны предприятия Ленинграда заняли почетное место разработчиков и производителей высокотехнологичного оборудования, использовавшегося при реализации крупнейших стратегических проектов. Совершенствовалась организационная структура городского газового хозяйства, и одновременно возрастала роль газа в топливно-энергетическом балансе города.
Прокладка магистральных трубопроводов по территории Ленинградской области, а также соседних республик и областей не только способствовала газификации самих этих регионов, но и определила роль Ленинграда как важнейшего транзитного узла единого топливно-энергетического комплекса СССР. Уже в наше время во всей полноте выявилось транзитное значение Санкт-Петербурга и Ленинградской области как важнейшей зоны с точки зрения глобальной энергобезопасности.
Статус Санкт-Петербурга как газовой столицы России сегодня подтверждает тот факт, что именно здесь зарегистрировано ПАО «Газпром», располагается штаб-квартира головной компании и офисы многих предприятий Группы.
Газовые объекты на карте Петербурга
Газгольдеры
В XIX веке для хранения искусственного светильного газа, который применялся для освещения петербургских улиц, использовались специальные кирпичные здания в виде огромных цилиндров — газгольдеры. В Петербурге сохранилось нескольких таких построек, в основном в районе Обводного канала.
Сегодня здания газгольдеров, благодаря своей уникальной конструкции, находят новые виды применения. В них проводятся мероприятия и концерты, а в одном из петербургских газгольдеров действует один из крупнейших в мире планетариев.
Ростральные колонны
Стрелка Васильевского острова стала одним из самых узнаваемых видов Петербурга во многом благодаря установленным здесь уникальным архитектурным сооружениям — Ростральным колоннам.
Две колонны, украшенные по римской традиции рострами (носами) кораблей, символизируют мощь и величие российского флота. Гигантские масляные фонари в виде чаш когда-то не только освещали стрелку Васильевского острова, но и служили маяками. С развитием газификации Ленинграда в середине ХХ века к вершинам колонн был подведен газ. Сегодня огонь на них зажигают только в особые, памятные дни: День города, День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, День Победы.
Горный университет
Горный университет — первое в России высшее техническое учебное заведение. Здесь обучались технические специалисты и работали ведущие инженеры своего времени. Здесь работал и Петр Соболевский — изобретатель первого российского аппарата для производства светильного газа, а позднее учились многие известные ученые и инженеры, которые внесли большой вклад в развитие нефтегазового комплекса. Нефтегазовый факультет Санкт-Петербургского горного университета и сегодня продолжает подготовку кадров для отрасли.
Вечный огонь на Марсовом поле
Чаще всего Вечный огонь напоминает нам о героях, павших в Великую Отечественную войну. Но у памятного огня в центре Петербурга история отличается. Вечный огонь на Марсовом поле горит в память о павших во время февральской революции 1917 года. Жертвами уличных противостояний стали около четырехсот человек. Погибших торжественно захоронили в центре Марсова поля. А в 1957 году, к юбилею революции 1917 года, здесь зажгли первый на территории нашей страны Вечный огонь.